Как помочь подготовиться к экзаменам.
Слово «экзамен» переводиться с латинского как «испытание». И именно испытаниями становятся ЕГЭ и выпускные экзамены. Конечно, экзамены – это дело индивидуальное, выпускник оказывается один на один с комиссией. И родителям остается только сопереживать своему ребенку.
Но именно родители могут помочь своему одиннадцатикласснику наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к ЕГЭ. Помощь взрослых очень важна, поскольку человеку, кроме всего прочего, необходима еще и психологическая готовность к ситуации сдачи серьезных экзаменов. Ведь каждый, кто сдает экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку – умение не сдаваться в трудной ситуации, а не преуспев – вдохнуть полной грудью и суметь идти дальше.
Задолго до экзаменов обсудите с ребенком, что именно ему придется сдавать, какие дисциплины кажутся ему наиболее сложными, и почему? Эта информация поможет совместно создать план подготовки – на какие предметы придется потратить больше времени, а что требует только повторения. Определите вместе с ребенком его «золотые часы» («жаворонок» он или «сова»). Сложные темы лучше изучать в часы подъема, хорошо знакомые – в часы спада.
Прочитайте список вопросов к экзамену. Не стесняйтесь признаться ребенку, что уже не очень хорошо помните большинство разделов биологии, химии или любого другого предмета, который ему необходимо подготовить. Пусть он просветит вас по тем или иным темам, а вы задавайте вопросы. Чем больше он успеет вам рассказать, тем лучше.
Договоритесь с ребенком, что вечером накануне экзамена он прекратит подготовку, прогуляется и ляжет спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти па подготовку организма, а не знаний.
В выходной, когда вы никуда не торопитесь, можно устроить вместе с ребенком репетицию письменного экзамена (ЕГЭ). Например, возьмите один из вариантов ЕГЭ по математике за прошлые года. Договоритесь, что у ребенка будет 3 или 4 часа, подготовьте место, засеките время и объявите о начале «экзамена». Проследите, чтобы его не отвлекали телефон или родственники. Остановите испытание, дайте школьнику отдохнуть и проверьте вместе с ним правильность выполнения заданий. Постарайтесь исправить ошибки и обсудить, почему они возникли. Поговорите и об ощущениях, возникших в ходе домашнего экзамена: было ли ему забавно или неуютно, удалось ли сосредоточиться на задании и не отвлекаться?
Следите за тем, чтобы во время подготовки ребенок регулярно делал короткие перерывы. Объясните ему, что отдыхать, не дожидаясь усталости – лучшее средство от переутомления. Важно, чтобы одиннадцатиклассник обходился без стимуляторов (кофе, крепкого чая), нервная система перед экзаменом и так на взводе. Немало вреда может нанести и попытка сосредоточиться над учебниками в одной комнате с работающим телевизором или радио. Если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы это была музыка без слов.
Ну и конечно, идя на экзамен, ученик должен сосредоточиться на достижении успеха, а не думать о возможном провале. Разумеется, от неудачи не застрахован никто, но чем меньше ее боишься, тем более вероятен успех! И задача родителей – эмоционально настроить школьника, подкрепить его веру в себя, дать установку на позитив!
Лицей – это сложный, насыщенный путь для ученика. И сотрудничество педагогов, специалистов, родителей помогут сделать этот путь для ребенка успешным, и наполненным достижениями.