С проблемой невнимательности ребенка сталкиваются, наверно, большинство родителей. Как правило, они прекрасно понимают, что хорошее внимание является одним из важнейших условий успешного обучения.

Для начала необходимо разобраться в возможных причинах недостаточного внимания школьника. Ими могут стать и соматические заболевания, и особенности неврологического статуса ребенка, и недостаточная мотивация, заинтересованность в деятельности. Психолог поможет выяснить причину и предложит пути решения затруднения.

Однако, заботясь о развитии внимания ребенка, родителю и самому следует быть внимательным к ребенку, проявлять искренний интерес к его занятиям, его жизни. Ведь развитию внимания способствует вовлечение ребенка в любую целенаправленную деятельность.

Вот несколько упражнений, направленных на тренировку различных свойств внимания, которые можно использовать в домашних занятиях.

Развитие концентрации внимания. Основной тип упражнений — корректурные задания, в которых ребенку предлагается находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Такие упражнения позволяют ребенку почувствовать, что значит «быть внимательным», и развить состояние внутреннего сосредоточения. Эта работа должна проводиться ежедневно (по 5 минут в день) в течение 2–4 месяцев. Важно показать ребенку, что его успехи растут от занятия к занятию.

Увеличение объема внимания и кратковременной памяти. Упражнения основаны на запоминании числа и порядка расположения ряда предметов, слов, цифр, предъявляемых для разглядывания на несколько секунд или произнесенных. От занятия к занятию число предметов постепенно увеличивается.

Тренировка распределения внимания. Основной принцип упражнений: ребенку предлагается одновременное выполнение двух разнонаправленных заданий (например, чтение рассказа и подсчет ударов карандаша по столу, выполнение корректурного задания и прослушивание песнии т.п.). По окончании упражнения (через 5–10 минут) определяется эффективность выполнения каждого задания.

Развитие навыка переключения внимания. Для развития этого свойства внимания предлагается, например, выполнение корректурных заданий с чередованием разных правил вычеркивания букв (например, О подчеркиваем, А обводим в кружок; в другой раз Н зачеркиваем, Е обводим; и т.п.)

Основное условие, которое необходимо соблюдать родителям в ходе проведения такой работы, состоит в том, что занятия с ребенком должны носить систематический характер. И важно помнить, что главное в таких занятиях — заинтересованность взрослых, их внимание к самому ребенку, его успехам и достижениям.